Форум «Дни ритейла в Приморье» в понедельник, 25 сентября, открылся с лекции Константина Локтева, исполнительного директора NielseniQ, о рынке товаров повседневного потребления в России. Эта компания предоставляет данные о розничной торговле и покупательском поведении в индустрии товаров повседневного спроса. По его словам, Дальний Восток вслед за центром активно следует главным трендам рынка, однако пока по некоторым количественным показателям он отстаёт от других регионов по разным причинам.
По данным NielseniQ, траектория развития онлайн-рынка на Дальнем Востоке повторяет рыночные тренды, догоняя весь остальной рынок. Доля онлайн-продаж непродовольственных товаров в регионе за два года фактически утроилась. За год, следуя общероссийским трендам, онлайн-продажи товаров для животных в регионе выросли на 11,4%, непродовольственных товаров – на 12,1%, продовольственных – на 2,3%. Самыми популярными видами товаров стали средства для стирки, личной гигиены и ухода за телом, а также товары для животных.
Спрос на товары повседневного использования, по данным NielseniQ, в России сейчас стабилизировался и даже начинает расти. Причём этот тренд актуален больше не для центра, а для регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока в том числе. Покупательская уверенность, в свою очередь, растёт за счёт увеличения перспектив трудоустройства и улучшения материального благополучия. Кроме того, рост продаж товаров частного применения за год на Дальнем Востоке стал одним из самых высоких и составил 12,7%. Самыми популярными являются непродовольственные товары и товары для животных.
Одной из главных тенденций рынка товаров повседневного спроса в России является перераспределение каналов продаж (пути, по которому продукт поступает от продавца к клиенту) в пользу более дешёвых. И в центре, и в регионах покупатели чаще всего пользуются минимаркетами, дискаунтерами, которые предлагают низкие цены в течение всего года, также в последний год самым популярным каналом стал онлайн-рынок, его показатель в регионе в деньгах вырос на 29%. Для розничных сетей, к примеру, этот показатель составил 11,4%.
В части цен – ожидается рост инфляции. Специалисты NielseniQ считают, что ритейлерам ему нужно противопоставлять расширение ассортимента. Вариация цен на товары помогает покупателям совершить выбор, а также снижает рост инфляции.
Уровень промо в Дальневосточном округе и его интенсивность остаются самыми низкими на рынке товаров частого потребления. Доля промо на Дальнем Востоке составляет 32,8%, в то время как в других регионах она перешагивает отметку в 40%. Однако его интенсивность в регионе растёт. Получается, что если количественно Дальний Восток пока отстаёт от других регионов, то качественно – нет, промо активно развивается. В то же время в нашем регионе, как и в остальных, развивается стратегия everyday low price (она обещает покупателю товары по сниженной цене на постоянной основе).
С точки зрения ассортимента, по заявлению Константина Локтева, всё страшное уже позади. Благодаря новым запускам и развитию «частной марки» (торговая марка, владельцем которой является розничная сеть) серьёзного сужения ассортимента не произошло. К примеру, ассортимент продовольственных товаров в 2023 году снизился на незначительные 1,6%, а товаров для животных вырос на 3,2%. При этом ассортимент товаров для детей снизился на 4,7%, что является основной тенденцией не только Дальнего Востока, но и России в целом из-за демографических проблем.
И всё же у Дальнего Востока есть свои особенности. Популярная на территории страны «частная марка» в количественных показателях не так высока в регионе. Во всех группах товаров её доля в Дальневосточном округе ниже среднего уровня. К примеру, если средним показателем для непродовольственных товаров является 14,4%, то для Дальнего Востока он составляет 7,8%. И несмотря на количественные показатели, качественно Дальний Восток в этом отношении растёт. Доля товаров «частной марки» в регионе у тех же непродовольственных товаров выросла почти в два раза с 3,8% до 7,2%. В NielseniQ считают, что у Дальнего Востока есть ещё большой потенциал для роста.
О чём ещё говорили на форуме, можно почитать в материале о проблемах ассортимента и рыбной отрасли.