Российский топливный союз, представляющий розничных операторов, направил письмо Михаилу Мишустину с просьбой повлиять на ценообразование на топливном рынке. По мнению РТС, безостановочный рост оптовых цен при почти неизменных розничных приводит к резкому дисбалансу в отрасли. С грядущим сокращением демпфера по топливу и ростом акцизов кризис может усугубиться.
РТС считает, что на данный момент нарушены принципы рыночного ценообразования моторного топлива. Оптовые цены на бензин выросли по отношению к прошлому году на 46-55%, а розничные – на 3,6% в среднем. В результате оптовые цены практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов превысили их, говорится в письме, подписанном председателем Российского топливного союза Евгением Аркушей и адресованном премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Копия письма есть в распоряжении редакции Новостей VL.ru.
«Рыночная ситуация 2023 года для розничных операторов моторного топлива оказалась даже более тяжёлой, чем в 2021 году, поскольку уровень потребительской инфляции 2022 года (11,94%) и ещё более высокий уровень промышленной инфляции привели к существенному росту операционных затрат розничных операторов, которые в настоящее время характеризуются цифрами 7-8 рублей на литр продаваемого топлива, но не отразились на росте розничных цен на моторное топливо в течение 2022 года», – говорится в письме.
В топливном союзе считают, что причиной роста биржевых ценовых индикаторов, к которым привязаны оптовые цены, стало нарушение баланса спроса и предложения. Последнего стало меньше, объём биржевых продаж упал примерно на 12% по отношению к прошлому году. А спрос при этом сильно вырос – за счёт развития внутреннего туризма, деловой активности, переориентации грузоперевозок в восточном направлении.
Летом НПЗ планово закрываются на ремонты, поэтому топлива на рынок выводится меньше. Но также нефтяные компании нарастили экспорт, в том числе серый. Уже были снижены ставки демпфера, который был введён в 2019 году. Благодаря его работе рост цен на бензин на АЗС в 2019 году был сопоставим с инфляцией, а в 2020 году составил всего 2,5%, что ниже инфляции почти вдвое. На старте он позволял нефтяникам компенсировать недостающую прибыль из бюджета, но механизм уже несколько раз компенсировался, а в скором времени его ещё снизят вдвое.
Принимаемые правительством меры для пресечения «серого» экспорта, к сожалению, не оказали ожидаемого влияния на снижение объёмов такого экспорта, который с начала года только растёт и, по данным базы РЖД, уже составил более 200 тысяч тонн по бензину и 380 тысяч тонн по дизелю, пишет РТС.
Дополнительным негативным фактором ухудшения экономической ситуации на топливном рынке РТС считает серьёзное увеличение сроков доставки по железной дороге товара, приобретённого на бирже.
«По данным ЦДУ ТЭК, в высоком уровне запасов товарных автомобильных бензинов (чуть менее 2 млн тонн) примерно треть составляет товар, находящийся в пути. С учётом того, что купленный на бирже товар оплачивается со 100%-ной предоплатой, появление логистических проблем означает для покупателей – розничных операторов – дополнительное отвлечение оборотных средств и увеличение кредиторской задолженности со всеми вытекающими последствиями», – отмечается в письме.
Российский топливный союз предлагает премьер-министру несколько шагов, которые могли бы стабилизировать цены на внутреннем рынке. Нужно принять меры налогового и таможенного регулирования, направленные на сохранение премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе. При этом РТС призывает власти обеспечить рост оптовых цен не выше уровня инфляции, аналогично розничным. Также предлагается запретить экспорт автомобильных бензинов и дизтоплива компаниям, которые не являются производителями экспортируемых видов.
Ещё в числе предложений союза – повышение приоритета перевозок топлива по железной дороге, уменьшение допустимого роста цен на бензин до 3%, дизеля – до 5% относительно индикативной цены, при которой демпфер обнуляется. И, традиционно, требуется повысить нормативы биржевых продаж бензина минимум до 15% для снижения волатильности биржевых ценовых индикаторов.
Отметим, что ФАС ещё в июне требовала увеличения объёма продаж топлива на бирже, а сегодня направила проект постановления об увеличении нормативов продаж бензина на бирже до 13%, а дизельного топлива – до 9,5% в кабмин. Сейчас компании обязаны реализовывать через биржу 12% от общего объёма произведённого бензина и 8,5% дизельного топлива.
Правительство предполагает, что цены на бензин стабилизируются после окончания периода ремонтов на НПЗ.