Автомобильный рынок Приморья в 2022 и 2023 годах перенёс массу потрясений: скачки курсов взвинтили ввоз подержанных авто до рекордных цифр, следом подорожали многие дополнительные услуги, прежние официальные дилеры стали переходить на китайские бренды, а выражение параллельный импорт теперь стали произносить чуть ли не с гордостью. При этом рынок постоянно живёт под страхом полного запрета на ввоз, ощущение неотвратимости которого стало сильней, чем когда либо, ибо теперь грозят с двух сторон. Но жизнь продолжается, «Зелёный угол» довольно плотно заставлен, покупатели есть. А аналитики Drom.ru даже отмечают небольшое понижение цен на б/у автомобили в 2023 году, особенно после беспрецедентного рывка в марте 2022-го. Корреспондент VL.ru пообщался с представителями автобизнеса о причинах их оптимизма.
Рекордное перенасыщение
В 2022 году Владивостокская таможня зафиксировала увеличение объёмов ввоза подержанных автомобилей на 73% в сравнении с 2021 годом: 197,7 тысячи машин против 114,5 тысячи. Мало кто ожидал, что это произойдёт, и основная причина, конечно же, невиданно низкий курс евро, который к 28 сентября 2022 года опустился до отметки в 55 рублей.
И несмотря на то, что впоследствии произошло резкое повышение курса в декабре и далее постепенный рост примерно до тех же показателей, что были до февраля 2022 года, статистика за прошедшие месяцы 2023 года выглядит вполне оптимистично. По данным Владивостокской таможни, за первые 4 месяца текущего года уже оформлено более 80 тысяч б/у автомобилей, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
По данным Владивостокской таможни, через которую проходит основной поток, поступающих в Приморье автомобилей, 70-80% от всего числа ввезённых подержанных машин составляет японский автопром: Toyota, Mazda, Nissan, Honda, Subaru и Suzuki. На втором месте б\у авто из Кореи, наиболее популярные: Hyundai, Genesis, SsangYong и Kia. Ввоз б\у автомобилей для личного пользования из Китая через Владивостокскую таможню пока носит единичный характер.
Большинство автомобилей расходится по другим регионам, но и во Владивостоке остаётся немало. Как рассказали аналитики «Дрома», на сегодняшний день количество активных объявлений на сайте составляет более 108 тысяч. К концу мая 2023-го их число выросло на 41% относительно прошлого года. Увеличилось и количество поданных объявлений: на 28% по сравнению с 2021 и 2022 годом. В 2021–2022 годах этот показатель практически не менялся.
Рост числа объявлений обеспечили автомобили без пробега по России. С начала 2021 года количество соответствующих размещений на сайте увеличилось более чем в два раза.
«Возили и будем возить»
Главный авторынок Дальнего Востока «Зелёный угол» забит пусть и не под завязку, но довольно плотно подержанными автомобилями проходных годов без пробега по России. Преимущественно, полноприводные кроссоверы в диапазоне 1,2-1,6 млн рублей, но вообще машины есть почти на любой вкус. Особенно бросаются своей массовостью в глаза Honda Vezel, Toyota C-HR, Nissan Note и Honda Fit Shuttle, видимо, на них сейчас большой спрос. Покупатели на рынке есть даже в будние дни.
Но в основном машины, конечно же, везут сразу под себя. Компании, которые помогают приобретать авто с аукционов и доставлять в Россию, больше других ощутили на себе прошлогодние скачки курса.
«Каждый год мы наблюдаем рост курса, и всегда за этим следует пауза со стороны конечного покупателя. Люди видят рост, берут паузу. Видят, что курс падает – активируются. Сейчас загруженность снизилась, но автомобили покупаются и ввозятся. В нашей компании в 2023 году был определённый спад, как и везде, но потом был и большой подъём, когда курс снова опустился и купили очень много машин. Сейчас всё более-менее стабильно, хорошо», – рассказал представитель компании «Регион Авто+» Антон Тимошенко.
По его словам, существенные изменения, произошедшие в последний год на автомобильном рынке, повлияли на работу компаний по ввозу автомобилей из-за границы скорее положительно. Да, в связи с обстановкой в мире для обеспечения надёжных поставок компании приходится перестраивать логистические цепочки и просчитывать всё на три шага вперёд. Находить новые дружественные связи, выстраивать логистику железной дорогой, морем, а иногда и самолётом. Но этому способствует содействие и со стороны зарубежных продавцов.
«У меня вот японец, с которым мы давно работаем, недоумевает: «Мне что, искать в 45 лет другую профессию, если я всю жизнь продавал автомобили ребятам из Владивостока?». Как он говорит, «Владивосток – это лёгкие Японии». Санкции вводят, но чем больше гайки закручивают, тем лучше нам становится. Дилеры ушли, теперь мы можем самостоятельно регулировать ценообразование на рынке. Достаточно много перспектив и возможностей открывается для клиентов, чтобы приобретать авто на любой вкус», – говорит Тимошенко.
О том, что на автомобильном рынке Приморья всё не так плохо, как того можно было ожидать в связи с ростом курса евро после рекордного падения, говорит и представитель компании «Auto Asia 25». Да, объёмы ввоза в сравнении с 22-м годом снизились, но в сравнении с 21-м годом остались примерно на том же уровне.
Более того, в 2023 году пришли в относительную норму и сроки ввоза автомобилей из-за границы. Если из-за невероятно высоких потоков в 2022 году ожидание авто из той же Японии составляло около 2-3 месяцев после покупки, то сегодня этот срок сократился до 3-4 недель, говорит представитель «Auto Asia 25».
«Что касается личных машин, в 2022 году люди до июля продали их достаточно дорого и потом из-за разницы курсов смогли очень выгодно привезти себе машину из Японии или Кореи. Машинами рынок тогда был переполнен. А вот те, кто продавал машины в августе, сентябре, октябре, уже не могли продать по нормальной цене. Тогда люди уже поняли, что лучше не брать авто с пробегом по России с рук, а привезти из-за границы под заказ. Сейчас всё это плюс-минус стабилизировалось, и, в зависимости от возможностей и запроса клиента, можно как выгодно привезти под заказ из Японии или Кореи или же купить с пробегом на месте», – рассказал представитель «Auto Asia 25».
Есть откат, но рынок уже не будет прежним
Сравнивая цены на аналогичные модели автомобилей, аналитики «Drom.ru» приходят к выводу, что самым тяжёлым вышел март 2022 года. Рост цен был гигантским. К сегодняшнему дню стоимость б/у автомобиля с пробегом выросла почти на 32%. Ещё больше подорожали подержанные беспробежные автомобили — на 51% с начала 2021 года.
Средняя цена автомобиля без пробега по России в первом квартале этого года составляла уже 1 млн 118 тысяч рублей, тогда как за аналогичный период 2022 года – только 945 тысяч, в 2021-м – 740 тысяч рублей.
На автомобили с пробегом средняя цена сейчас составляет 532,5 тысячи рублей, в 2022-м – 490 тысяч, в 2021-м – 404,5 тысячи. Причём по трём из пяти самых востребованных моделей произошёл небольшой откат. Лидер в приморском рейтинге самых популярных подержанных автомобилей с пробегом Toyota Prius III 2010 года по сравнению с прошлым годом подорожал на 3%, сегодня средняя рыночная стоимость составляет 768 317 рублей. Второе и третье места также удерживают «Приусы» – Toyota Prius II 2008 года и Toyota Prius III 2012-го. Средняя стоимость обеих моделей в этом году снизилась – на 6% и 8% соответственно. Четвёртое место занимает Honda Insight II 2009 года – цена на него упала на 6% относительно прошлого года. Замыкает пятёрку лидеров Toyota Prius III 2011 года, с 2022-го стоимость автомобиля практически не изменилась.
Самые популярные в Приморье модели б/у автомобилей «без пробега» в 2023 году, по данным «Дрома», и вовсе подешевели на 10%. В топ-5 вошли Nissan Note II 2017 года, Honda Fit Shuttle 2012 года, Nissan Note II 2018 года, Honda Vezel 2014 года и Toyota C-HR 2017 года.
«По нашим наблюдениям, покупатели не готовы тратить больше 1–1,5 миллиона рублей на автомобиль. Из-за этого средний чек на подержанные авто не меняется, но возраст востребованных моделей растёт», – комментирует ситуацию на авторынке аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
А вот цена на новые автомобили в Приморье снизилась относительно прошлого года на 15%. Впрочем, тут ничего удивительного нет.
«В Приморском крае, как и во всей стране, полностью изменилась структура предложения по новым авто. Ассортимент новых автомобилей сократился до моделей китайских брендов. Китайские иномарки изначально несколько дешевле европейских автомобилей, пользовавшихся спросом до санкций. Соответственно, из-за роста числа новых «китайцев» на рынке снижается средняя стоимость нового автомобиля», – утверждает Игорь Олейников.
При этом спрос на новые машины стал рекордным в начале февраля 2022 года, но уже к марту упал почти до нуля. Только сейчас интерес покупателей возвращается к дофевральскому уровню.
Китай надвигается
Уход или полууход некоторых зарубежных брендов действительно придал стимул появлению китайских автодилеров в Приморье. Пока о каком-то серьёзном росте продаж вряд ли можно говорить. Но автодеревня на Тульской под Владивостоком уже поменяла флаги с Мерседесов и Ниссанов на китайские бренды, и теперь вдоль трассы можно увидеть: Geely, JAC, Exeed, Changan, Chery и прочие непривычные слова.
Дилеры китайских брендов пока сталкиваются с теми же проблемами, что и их японо-корейско-европейские предшественники, которые многие годы пытались заманивать приморцев в свои автосалоны: предвзятое отношение подавляющего большинства к левому рулю, заводской гарантии, сборке, допопциям и так далее. В премиум-сегменте клиентов тоже не слишком много. Так что доля продаж из салонов на Дальнем Востоке по-прежнему невелика. Но дилеры полны решимости потягаться со вторичкой.
«Не секрет, что сейчас рынок вторичных авто стоит, не так много продаж. Машины с рук продаются довольно плохо, за счёт того, что в 2022 году при низком курсе завезли огромное количество отовсюду, что только можно, забиты все наши авторынки, новые авторынки планируются. Продать сложнее, чем купить», – комментирует ситуацию на рынке Владимир Шестак, гендиректор ООО «Альтаир Авто». Эта компания много лет продавала во Владивостоке «Мерседесы», а с марта этого года – китайские Geely. И уже сейчас продаёт их в три раза больше, чем премиальных немцев.
А в конце мая на главной площади Владивостока и вовсе провели автовыставку. посвящённую практически только китайцам. Причём наряду с официальными дилерами выставлялись и те, кто занимается параллельным импортом. Их товар не удалось пока даже русифицировать, владельцу придётся подучить китайский или подтянуть английский. Но зато цена более конкурентоспособная. Привозят как новые, так и подержанные авто.
Представитель одной из компаний, которая занимается ввозом авто из-за границы во Владивосток, по имени Роман, рассказал, что спрос потребителей на подержанные машины из Китая растёт с февраля 2023 года. Они привлекают приятной ценой и, по его словам, достаточно высоким качеством. Ввозятся китайские б/у автомобили по тому же принципу, что и машины из Кореи. Клиент определяется со своим запросом, компания создаёт техническое задание и отправляет своим партнёрам в Китай. Те в свою очередь на месте подбирают подходящий автомобиль, используя все внутренние торговые площадки.
Подробнее познакомиться с автомобилями представленных в Приморье китайских и иных брендов, ценами на новые и пробежные авто можно на сайте Drom.ru.