Новости Владивосток

Дальний Восток получил всего 15% инвестиций в обмен на квоты – правительство готовит новые стимулы для судостроения

Минпромторг предложил ряд мер для стимулирования строительства судов на дальневосточных верфях. Среди них предложение увеличить субсидию на постройку краболовов до 28%, а также снизить планку для минимальной длины судна, подпадающей под господдержку, до 23 метров. Действующие меры поддержки глава Минвостокразвития Алексей Чекунков раскритиковал, поскольку объём инвестиций в Дальний Восток в рамках первого этапа инвестиционных квот составил всего около 15%. Поэтому, считает министр, на втором этапе нужно закрепить требование «где ловишь, там и строишь».

Обсуждение первого этапа предоставления инвестиционных квот на вылов водных биологических ресурсов прошло 15 февраля под председательством вице-премьера и полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. По его словам, в Дальневосточном федеральном округе добывается более 70% российских водных биологических ресурсов, и они востребованы как на внутреннем рынке, так и у стран-импортёров, несмотря на санкции. Благодаря механизму нефинансовой государственной поддержки – предоставления квот на добычу водных биоресурсов в обмен на инвестиции – уже заключены соглашения на строительство 64 рыбопромысловых судов, 41 судна-краболова и 27 рыбоперерабатывающих заводов. Объём инвестиций свыше 293 млрд рублей (около 205 млрд – на строительство судов рыбопромыслового флота, 26,4 млрд – на строительство рыбоперерабатывающих заводов и 62 млрд рублей на строительство судов-краболовов). Семь рыбопромысловых судов, четыре краболова и 25 заводов введены в эксплуатацию. В бюджет РФ поступило 145 млрд рублей.

Строительство судов на Дальнем Востоке, по информации Минпромторга, идёт в соответствии с графиком, несмотря на экономическую ситуацию. Верфи ДФО строят суда даже лучше, чем судостроительные предприятия других регионов страны. Однако на Дальнем Востоке реализуется менее четверти от общего портфеля заказов на строительство рыбопромыслового флота: на четырёх дальневосточных верфях строятся восемь рыбопромысловых судов и 16 краболовов. Соответствующие работы идут на АО «Восточная верфь», АО «Находкинский судоремонтный завод», АО «Хабаровский судостроительный завод» и ООО «НПЦ «Торсиотест». Три краболовных судна уже переданы дальневосточными корабелами заказчикам.

Поэтому поднимается вопрос о новых мерах стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на судостроительных верфях ДФО, включая господдержку. В частности, были представлены предложения губернаторов и представителей бизнеса по второму этапу инвестиционных квот.

В рамках первого этапа размер субсидии на возмещение затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока составляет до 20% стоимости заказа, но не должен превышать 340 млн рублей. Однако данная субсидия была доведена только после заключения контрактов на строительство судов.

«Субсидия не выполнила свою стимулирующую функцию для заключения контрактов именно с дальневосточными верфями. В 2021 году её объём составил всего лишь 240 млн рублей. Объём инвестиций в Дальний Восток составил только около 15% от общего объёма инвестиций в рамках первого этапа инвестиционных квот. Это как минимум несправедливо, с учётом того, что основной ресурс в инвестиционных целях распределяется именно из Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. И в рамках анонсированного второго этапа механизма инвестиционных квот инвестиционный баланс должен быть соблюдён безапелляционно», – заметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Он предложил в нормативных правовых актах Правительства РФ (постановление Правительства РФ № 648 «О закреплении и предоставлении доли квоты» и постановление Правительства РФ № 633 «О требованиях к объектам инвестиций») в рамках второго этапа инвестиционных квот закрепить требование «где ловишь, там и строишь», чтобы рыбопромысловые суда для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне строились на судостроительных предприятиях ДФО.

Юрий Трутнев поручил Минсельхозу России, Минвостокразвития России, Минпромторгу России проанализировать потребности отрасли в обновлении рыбопромыслового флота и совместно с судостроительными предприятиями Дальнего Востока представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов.

Предложения по стимулированию строительства судов на дальневосточных верфях представил Минпромторг России. В частности, министерством разработано изменение в части увеличения размера по субсидированию затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока до 28% стоимости заказа, но не более 520 млн рублей. По информации министерства, данная мера позволит нивелировать увеличившиеся расходы на строительство судов, вызванные ростом стоимости материалов и оборудования. Проект постановления Правительства РФ, подготовленный Минпромторгом России, проходит согласование в федеральных министерствах.

Во исполнение поручения председателя Правительства РФ Минпромторг разработал проект постановления по предоставлению субсидий судостроительным организациями ДФО на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов. Принятие данной меры будет стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях за счёт выравнивания условий строительства.

Также Минпромторг России направил Росрыболовству предложения по изменению постановления Правительства РФ № 633 «О требованиях к объектам инвестиций» и уменьшению длины малотоннажного рыбопромыслового судна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с 25 до 23 метров. Как пояснили представители министерства, это незначительное изменение длины судов позволит расширить количество участвующих в инвестиционных проектах предприятий и привлечь верфи Дальнего Востока, которые уже успешно строят малые рыболовные траулеры.

Ещё одна мера связана с предложением инвестиционного лизингового проекта для финансирования строительства судов за счёт привлечения средств Фонда национального благосостояния под 1,5% годовых. Предложение отправлено Минпромторгом России на рассмотрение в Минсельхоз России.

Юрий Трутнев поручил заинтересованным федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры, обеспечивающие сохранение производственных процессов. По его словам, инвестпрограмма уже привела к системным изменениям в рыбной отрасли. Но все заинтересованные ведомства должны принять меры для максимального снижения административной нагрузки на рыбаков путём устранения излишних процедур. «Задача всех органов исполнительной власти сделать так, чтобы предприятия не только продолжали свою работу, но и увеличивали мощности, чтобы экономика страны становилась сильнее», – подытожил вице-премьер.

Отметим, что несколько дней назад Арбитражный суд Приморского края принял иск о банкротстве одного из крупнейших предприятий Приморья – «Восточной верфи», которая тоже является участником программы квоты под киль. Потенциальным покупателем судостроительного предприятия, расположенного во Владивостоке, называют ОСК. Однако директор ОСК считает такую сделку возможной только при дополнительных стимулах от государства и оценивает объём долгов «Восточной верфи» примерно в 12 млрд рублей.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта