Арбитражный суд принял иск расположенного во Владивостоке судостроительного завода «Восточная верфь» о банкротстве. В 2022-м по нему больно ударили санкции, и в региональном правительстве даже анонсировали возможный переход верфи под крыло государства. Размер долгов предприятия оценивают в 8-12 миллиардов, и в суде уже выстроилась очередь из кредиторов. А «Промсвязьбанк» даже попросил наложить запрет на регистрационные действия с имуществом верфи, но суд просьбу пока отклонил.
Акционерное общество «Восточная верфь» создано почти 30 лет назад на базе Владивостокского судостроительного завода в бухте Улисс, история которого началась в 1952 году. Мы её рассказывали весной прошлого года. Сегодня это единственное судостроительное предприятие во Владивостоке. По данным ИАС Seldon.Basis, акции принадлежат гражданам России (70,83%), а также АО «ТЭТК» (17,02%), АО ВП «ЭРА» (11,54%), ООО «РЕМКО» (0,61%).
Среди граждан-акционеров хорошо известен член совета директоров Геннадий Лазарев, в недавнем прошлом депутат ЗСПК и ректор ВГУЭС, а также гендиректор самой верфи. Согласно годовому отчёту компании за 2021 год, Лазареву принадлежало 19,54% акций. Ещё 5,75% акций – у члена совета директоров Андрея Мирошниченко. Ранее СМИ писали о доле Лазарева в 36,99% акций, а Игоря и Ольги Мирошниченко по 5,5% и 5,9% акций. Оба ранее безуспешно судились с компанией, иск от Андрея Мирошниченко ещё рассматривается.
Признать себя банкротом «Восточная верфь» попросила ещё в октябре прошлого года. Предыдущий год для неё, согласно годовому отчёту, завершился с убытком 2,148 млрд рублей. Однако Арбитражный суд Приморского края определением от 20 октября оставил заявление без движения, поскольку компания не предоставила ряд необходимых документов. Это было сделано лишь к 13 января, правда, и к этой дате не успели завершить инвентаризацию имущества, поэтому пока нет актуального списка имущества должника. Но суд решил, что пока можно и без него, и наконец возбудил производство по делу. Список имущества попросили предоставить ко дню судебного заседания.
В качестве заинтересованного лица к делу привлекли Министерство промышленности и торговли РФ. Рассмотрение обоснованности заявления назначили на 1 марта 2023 года на 14:00.
Пока «Восточная верфь» готовила документы, иски о вступлении в дело подали «Ресурс», АО «Аскольд», ПАО «Промсвязьбанк». Их Арбитражный суд принял, но вопрос о назначении рассмотрения обоснованности заявления будет решён по результатам рассмотрения заявления АО «Восточная верфь», обратившегося в Арбитражный суд первым. Ещё два заявления – от «Кумертауского авиационного производственного предприятия» и ООО «Индустрика» – оставлены без движения до 10 февраля до устранения допущенных нарушений.
Кроме того, ПАО «Промсвязьбанк» также направило в Арбитражный суд ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения запрета на любые регистрационные действия в отношении всего имущества АО «Восточная верфь». Как рассказала редакции Новостей VL.ru консультант суда по связям с общественностью Инга Сорокина, в обоснование «Промсвязьбанк» указал, что должник в преддверии банкротства имеет возможность вывода активов, поскольку ведёт хозяйственную деятельность и проводит финансовые операции в нарушение условий кредитных соглашений, заключённых между банком и должником, через счета в иных кредитных организациях, что может привести к уменьшению размера конкурсной массы и невозможности расчёта с кредиторами. Поскольку банк не располагает сведениями, какое именно у должника имеется имущество, заявитель попросил наложить запрет на всё. Однако суд отказался удовлетворять такое ходатайство.
Принятие иска о банкротстве отнюдь не означает, что предприятие будут ликвидировать. Напротив, ещё в ноябре прошлого года, обсуждая с депутатами судьбу верфи, министр промышленности и торговли Приморья Сергей Калитин сообщил, что она работает в штатном режиме, выполняя в основном заказы по гражданским контрактам. Задолженностей по выплате заработной платы и перечислению налогов – нет. Более того, для оценки состояния судостроительного завода и его финансового оздоровления Минпромторг России создал межведомственную комиссию. Её задача – вывести предприятие из кризиса, для чего предложили сменить ключевого инвестора.
Как сообщил Сергей Калитин, новым «партнёром», а по факту владельцем, который возьмёт на себя долговую и социальную нагрузку, может стать государственная Объединённая судостроительная корпорация. Она планирует, по словам Калитина, вложить в активы и основные средства судостроительного завода около 12 млрд рублей, направив их в том числе на приобретение нового плавучего дока, удлинение достроечной набережной, изменение внутренней логистики.
«Если смотреть в будущее, есть чёткое понимание, как выходить из сложившейся ситуации. Есть инвестор, который готов взять на себя социальную и финансовую нагрузку. Есть понимание департамента гособоронзаказа Минобороны РФ о дополнительном обеспечении завода заказами в случае смены финансовой и производственной политики и ключевого инвестора. Поэтому речь не идёт о сценарии, который мы видели несколько лет назад на соседнем предприятии «Радиоприбор», которое в конечном итоге было потеряно», – отметил Сергей Калитин.
Интерес к банкротящейся верфи в январе подтвердил и гендиректор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, после продажи активов Дальневосточного центра судостроения у ОСК остался только один маленький причал в аренде в районе Дальзавода. А нужна полноценная достроечная база на море. В этом качестве «Восточная верфь» подходит и по глубинам, и по размерам причальной стенки, и наличию цехов.
Однако оптимизма приморских властей Рахманов не разделяет. Размер долгов верфи он оценил от 8 до 12 млрд, уточнив, что имеются недосчитанные позиции.
«Если мы сможем провести «Восточную верфь» через какой-то механизм финансовой поддержки со стороны государства, конечно, она нам нужна. Просто взять на себя их долги, пока ещё не до конца измеренные, нам в нынешней ситуации очень бы не хотелось», – заявил глава ОСК.
Причиной тяжёлого финансового положения АО «Восточная верфь», как было озвучено на том же совещании, стало введение в 2022 году санкций. Сейчас зарубежным производителям запрещено поставлять в Россию винто-рулевые колонки, главные двигатели и дизель-генераторы, радионавигационное системы, автоматику и другое оборудование. Причём действует такой запрет в отношении всех российских судостроительных проектов, независимо от компании-заказчика. В связи с разрывом логистических цепочек поставки комплектующих, оборудования и ЗИП иностранного производства в отрасли существуют высокие риски нарушения исполнения условий контрактов и возникновения экономических трудностей на предприятиях.
Сегодня основу судостроительной отрасли в Приморье составляют 13 крупных и средних предприятий, на которых работает около 16 тысяч человек. Приморские верфи ведут строительство флота для МО и Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ в рамках государственного оборонного заказа, а также реализуют гражданские проекты, в том числе в интересах российских рыбопромышленных компаний. АО «Находкинский судоремонтный завод» и АО «Восточная верфь» продолжают строительство 16 судов-краболовов под инвестиционные квоты, два из которых уже сданы заказчику, три спущены на воду. Продолжается создание судостроительного комплекса «Звезда», где параллельно ведётся строительство судов. Продуктовую линейку предприятия составляют газовозы, танкеры класса «Афрамакс», морские буровые, разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса.