Уже завтра, 24 марта, исполняется ровно три года с момента, когда минздрав Приморского края официально зафиксировал первые два случая тогда ещё новой коронавирусной инфекции COVID-19. Наибольшее количество запретов в связи с пандемией Россия и другие страны вводили в 2020 и 2021 годах. 2022-й, можно сказать, «спустили на тормозах». Сейчас же, хотя болезнь формально никуда не делась, от ограничений не осталось практически ничего. Новости VL.ru предлагают вспомнить, как с коронавирусом боролись в Приморье в течение этих трёх лет.
2020 год – первые заболевшие и первые запреты
Ситуация развивалась стремительно и во многом неоднозначно. После первого сообщения о двух заболевших 24 марта (один приехал из Мексики, второй – из Европы) уже 31 марта Олег Кожемяко ввёл режим полной самоизоляции.
3 апреля в Больнице рыбаков умер первый приморец с COVID-19, а уже 5 апреля жителей Владивостока пугали промышленными дронами с тепловизорами – управляемые аппараты якобы должны были патрулировать улицы в поисках нарушителей режима. В конце апреля ввели масочный режим, которые многие сразу же сочли чрезмерно «удушливым». Ожидаемо и практически сразу возник дефицит защитных масок в аптеках – боролись с ним ещё долго.
Отдельной историей для Приморского края стали электронные пропуска для продолжающих трудиться сотрудников различных организаций. Те, кому необходимо было посещать место работы, должны были предъявлять СМС с кодом сотрудникам правопорядка. В апреле 2020 года организовать пропускную систему хотели через региональный портал госуслуг, но что-то пошло не так – в первый же день сайт «прилёг» от наплыва посетителей. Пропуска удалось оформить единицам, только непонятно зачем – полиция всё равно не штрафовала тех, кто нарушал требования самоизоляции. В итоге к 17 апреля губернатор Приморья освободил от должности министра цифрового развития и связи края Сергея Максимчука, недовнедрившего систему пропусков, о которой вскоре все благополучно забыли.
Столкнулась с организационно-техническими проблемами в связи с повальным переводом на удалёнку и система образования. Все школы края в апреле, с окончанием весенних каникул, должны были перейти на дистанционное обучение. Студентов отправляли на внеплановый отдых – также по 5 апреля. Уже 6-го числа многие образовательные онлайн-платформы России не выдержали наплыва учащихся, родители приморских школьников не могли даже открыть электронные дневники.
Единого дня, когда режим самоизоляции был окончательно снят в Приморье, нет – первые, самые жёсткие, ограничения ослабляли постепенно. Но «празднично-ковидные» нерабочие дни, объявленные и дважды продлённые президентом РФ, закончились 12 мая. То есть можно сказать, что самые серьёзные ограничения длились 42 дня – с 31 марта по 12 мая.
В дальнейшем в Приморье действовал так называемый режим повышенной готовности. В «очном» режиме запрещено было проводить спортивные соревнования и массовые мероприятия (но это не коснулось «Гонки героев»), официально не работали детские центры, секции дополнительного образования, парки аттракционов, ночные клубы, цирки, бассейны, бани, сауны, некоторые государственные учреждения... Постепенно всем видам бизнеса всё же разрешили работать – в противном случае они могли кануть в Лету окончательно, утянув за собой и экономику края.
2021 год – массовая вакцинация и «QR-кодизация»
Уже к концу 2020 года в России разработали вакцину от коронавируса «Спутник V». Запись на её получение через «Госуслуги» в Приморье в первое время (февраль 2021 года) работала со сбоями.
Когда открыли несколько десятков временных пунктов для вакцинации и наладили поставку «Спутника V» в регион, граждан, которые добровольно пошли делать прививку, оказалось не так много, как хотелось правительству. Лозунги «Товарищ, медлить больше нельзя, вакцина от COVID спасёт тебя!» помогали мало. Как, впрочем, не помог и розыгрыш автомобилей и квартир за прививку.
Видя бесперспективность массовой вакцинации при помощи «пряников», власти (не только приморские, но и федеральные) взялись за «кнут». С 30 октября в Приморском крае ввели QR-коды для граждан, которые прошли вакцинацию от коронавируса, – подтверждение полученных прививок нужно было предъявлять во многих общественных местах. Малый и средний бизнес, как водится, пострадал больше всех – в кинотеатрах, кафе и торговых центрах стало в разы меньше посетителей, упала выручка.
Жители края негодовали и даже стали собирать подписи за отмену кодов. Организаторов «антипрививочных митингов», которые выступали и против QR-системы, и против «принуждения к вакцинации», штрафовали.
«Днём икс» стало 15 ноября 2021 года – это был крайний срок получения первого компонента вакцины, в дальнейшем непривитых сотрудников предписывалось отстранять от работы. В результате только за одни сутки работодатели отстранили более тысячи приморцев, которые по разным причинам не прошли вакцинацию. Это едва не поставило под удар выполнение госзаказа на ряде предприятий. Читатели рассказывали Новостям VL.ru и о свойственных человеческой натуре «перегибах»: работодатели в порыве законопослушания отстраняли даже людей с официальным медотводом. А школы края временно остались без учителей по ряду предметов. Однако, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, нельзя отрицать, что такие меры возымели определённый эффект: в пунктах вакцинации в те дни ежедневно собирались многочасовые очереди.
Параллельно российское правительство внесло в Госдуму законопроект, который на федеральном уровне должен был узаконить и сами QR-коды, и назначить так называемый переходный период, когда достаточно предъявления только отрицательных ПЦР-тестов для посещения общественных мест (к последнему шагу власти подтолкнуло как раз массовое недовольство россиян). Депутаты Приморского края сначала поддержали документ без обсуждения на профильном комитете, а затем приняли его на общем заседании Законодательного собрания, где разгорелась жаркая дискуссия – парламентарии в пылу эмоций смешали в кучу «антипрививочников» вообще и противников «сегрегации» в частности.
Уже в середине декабря стало известно, что другой федеральный закон – о QR-кодах на транспорте – сняли с рассмотрения и отправили на доработку. Его в итоге так и не приняли.
2022 год – время послаблений
В 2022 году тема коронавируса стала постепенно сходить на нет – и из-за того, что количество вакцинированных выросло, и из-за того, что большинство населения так или иначе уже переболели. Конечно же, фокус общественного внимания кардинально изменился и в связи с началом СВО.
В марте в Приморье отменили QR-коды в общественных местах и большинство других противоковидных мер. Незадолго до этого Роспотребнадзор рекомендовал регионам сохранить из ограничений только ношение масок и дезинфекцию.
В середине марта городские службы ещё проводили рейды по проверке масочного режима, но соблюдали его единицы – тема коронавирусных ограничений, по мнению многих приморцев, окончательно себя изжила. Обязательное ношение масок власти региона отменили 2 июня.
Большой крест на коронавирусных ограничениях в стране Роспотребнадзор поставил спустя месяц, 1 июля. Уже на федеральном уровне были отменены масочный режим, запрет на работу общепита в ночное время и ряд других мер. В октябре ведомство также отменило ПЦР-тесты для прибывающих из-за границы непривитых россиян и иностранцев.
В декабре, в типичный сезон простуд, коронавирус уже упоминался краевым минздравом через запятую, вместе с ОРВИ и гриппом. Под занавес года Китай – ближайший сосед, откуда собственно пошла пандемия и где с ней боролись гораздо жёстче, – объявил следующее: с 8 января правительство КНР отменяет обязательный карантин для прибывающих в страну иностранцев. Коронавирус окончательно надоел всем не только в России.
2023-й – год других забот
Знаковое событие произошло 13 марта 2023 года, когда сайт «Стопкоронавирус.рф» объявил о приостановке подсчёта вакцинированных россиян. Такое решение в Роспотребнадзоре объяснили тем, что антитела к COVID-19 обнаружены у многих людей, которые не делали прививку и не имели клинических проявлений болезни. Статистику использовали для планирования ограничительных мероприятий, а в нынешних условиях такая практика уже не нужна.
За исключением таких поводов «завируситься» в информационных лентах, блогах и Telegram-каналах когда-то «коронованному» заболеванию уже сложно. Из заметок о всяческих инфекциях, как и в «докоронавирусную эпоху», на первый план выходят грипп и ОРВИ.
В повседневной жизни приморцев следы отчаянной борьбы с «ковидом» пока сохранились. Так, всё ещё функционируют АИЦ (амбулаторные инфекционных центры) и инфекционные кабинеты – теперь больной с признаками ОРВИ в первую очередь должен идти туда, а не в общую регистратуру поликлиники. Вероятно, это не самая плохая идея – меньше шанс заразить не болеющих простудными заболеваниями пациентов.
Кое-где остались надписи-запреты: «Без маски не входить» или «Соблюдайте дистанцию». Наверное, именно в ходе пандемии у многих появилась хорошая привычка – начиная заболевать (чихать и кашлять), люди чаще надевают защитные маски в общественных местах. На сегодня такой заботы об окружающих стало явно больше, чем в доковидные времена.
При этом маски, довольно прочно вошедшие в наш обиход, используют и не по прямому назначению. Например, как убедился корреспондент Новостей VL.ru, с их помощью водители борются с новой «напастью»: закрывают от паркоматов номера своих машин.
Сложно сказать, какая модель борьбы с ковидом оказалась эффективнее на длинной дистанции: как в Швеции, где никаких ограничений не вводилось; как в Китае, где ограничения были крайне жёсткие (патрули следили за тем, чтобы никто не выходил из квартир); или как в России, когда строгость законов нивелировалась необязательностью их исполнения. Пока эпидемиологи спорят, можно ли уже отнести коронавирус к сезонным заболеваниям, приморцам справедливо кажется, что история с COVID-19 в 2023 году закрыта. И уж точно завершилась самая яркая её глава.